Борьба со школьной неуспеваемостью и второ¬годничеством является одной из самых важных го¬сударственных проблем педагогической науки. Ее детальный анализ и поиски научных основ преодо¬ления неуспеваемости составляют одну из наиболее острых задач педагогического исследования. Известно, что в основе неуспеваемости лежат, по крайней мере, две группы совершенно различ¬ных причин. Первую группу составляют недостатки программ и методов преподавания, перегрузка уча¬щихся непосильным объемом знаний, недоработан-ность методов обучения; с этими причинами борется педагогическая наука, стремясь обеспечить пере¬смотр программ и разработку методов преподава¬ния на научной основе. Вторую группу составляют причины, связанные с психологическими особен¬ностями учащихся, мешающими некоторой их час¬ти усваивать программу массовой школы, даже если учитель использует наиболее совершенные методы преподавания. Анализ причин неуспеваемости этой группы детей является предметом рассмотрения в данной статье